2017/06/26

Можно ли возродить социализм в России?

Введение
Чем глубже и продолжительнее кризис капиталистического развития России, тем в глазах большинства ее граждан привлекательнее становится образ советского периода. Об этом неопровержимо говорят практически все опросы общественного мнения. Огромные жертвы забываются, достоинства этого периода становятся очевиднее. Это относится не только к людям старшего поколения, но даже молодежи. Отсюда один шаг до действий по его восстановлению. Пора задуматься о его возможности. Ностальгия в таких вопросах плохой советчик. Как и представление о том, что стоит только левым силам получить власть и легко будет повторить действительно крупнейшие экономические, социальные и научно-технические достижения 50-60 годов.

Содержание 
Введение
I. Сильные стороны и успехи советского общества
II. Причины провала советского эксперимента
1. Результат прошлого отставания, и изолированности
2. Нелегитимный характер
3. Всеобъемлющая ложь
4. Обеспеченность государственного аппарата кадрами
5. Крайняя слабость соревновательных начал
6. Слабость этических норм
7. Нелегитимные и чрезмерные привилегии правящему классу
8. Внешние причины
III. Как соотносятся сильные и слабые стороны советского общества?
IV. Чем отличается и схожи условия рождения советского социализма и возможного возрождения нового социализма в России?
1. Изменения в России, благоприятные для возрождения социализма
2. Неблагоприятные для возрождения социализма
3. Можно ли обойтись без слабостей советского общества?
V. Основные контуры экономики социалистического общества в России
1. Общие соображения
2. Общее содержание первоначального этапа
3. Новая экономическая система
4. Обновление организации научной деятельности
5. Обновление образование как ключ к обновлению экономики и общества
6. Достижимо ли опережающее технологическое развитие?
7. Обновление политической системы
8. Время возрождения социализма в России
Заключение

Автор в течение многих лет занимался изучением экономической истории СССР. И хотя им рассматривался лишь период с конца 30 годов до распада СССР, но это был период зрелости советского социализма и он позволяет делать достаточно серьезные выводы о возможностях и проблемах советского социализма в области экономики. Разумеется, принимались во внимание и многочисленные другие исторические и экономические работы зарубежных и отечественных авторов на эту тему и собственный жизненный опыт. В тексте из экономии места я, как правило, не привожу цифровых и конкретных фактических данных, отсылая читателей к соответствующей литературе.
Сразу хочу предупредить, что не стану обсуждать правомерность термина социализм к советской экономике. Она, конечно же, была лишена многих его необходимых и желательных черт. Поэтому правомерно говорить об основах или фундаменте социализма, позволяющих его совершенствовать. Ограничусь указанием на большую социальную справедливость и отсутствие власти денег, большую экономическую и социальную стабильность и защищенность населения от кризисов и безработицы. Не стану также рисовать картину идеального общества, во всех (или большинстве) характеристиках лучше современного североамериканского или западноевропейского капитализма, чем грешила советская пропаганда, что и породило огромное разочарование в связи с отклонением фактического положения от пропагандистского образа Достаточно, если для начала, он окажется лучше, с точки зрения большинства населения, нынешнего положения в экономике и обществе.
Конечно, речь не идет о деталях, не только из-за недостатка места, но и потому что их невозможно заранее определить, а лишь об основных контурах, и только в области экономики и политики. Впрочем, всем известно, что дьявол кроется в деталях.
.

I. Сильные стороны и успехи советского общества

Огромные возможности мобилизации ресурсов для модернизации экономики. Созданная командная система управления экономикой и авторитарная общественная система позволила в тяжелейших условиях (две войны) создать развитую в количественном и структурном отношении экономику, сопоставимую к 1970 году по масштабам и уровню с экономикой ведущих капиталистических стран. То, что не удалось царской России, в менее благоприятных условиях удалось СССР.
На основе экономических достижений и достаточно высокого уровня научных и инженерных кадров удалось создать мощный военно-промышленный комплекс, обеспечивший (при значительной помощи союзников) материальную базу победы в Великой Отечественной войне и военно-стратегический паритет с США, наиболее развитой стране капиталистического мира.
После тяжелейших материальных жертв населения в 30-40 годы, советская экономика в 50-60 годы сумела в несколько раз поднять реальные доходы населения и его обеспеченность жильем и коммунальной инфраструктурой, обеспечив вступление в общество массового потребления. Относительно низкая социальная дифференциация в послесталинский период до начала 70 годов позволила пользоваться плодами роста фонда личного потребления основной части населения. Огромным социальным благом была полная занятость населения, государственная пенсионная система, низкая квартирная плата и бесплатные образование и здравоохранение.
В кратчайшие сроки была проведена подлинная культурная революция, давшая всеобщее образование и высокий количественный уровень вузовского образования. Это создало интеллектуальную базу, обеспечившую успехи в экономике и военном деле, поднявшую к разнообразному творчеству и достойной духовной жизни десятки миллионов людей.
Была создана огромная система массового здравоохранения, что вместе с успехами отечественной фармацевтической промышленности, санитарии и гигиены и повышением доходов населения позволила в середине 60 годов более чем в 2 раза сравнению с 1913 годом, несмотря на тяжелейшие войны, поднять уровень продолжительности предстоящей жизни, приблизившись по этому показателю к передовым капиталистическим странам.
Обращает на себя внимание тот факт, что в 50-60 годы советскому обществу одновременно удавалось решить противоположные задачи наращивания военного, производственного и человеческого потенциала, а также уровня жизни населения. Хотя при этом оказывалась экономическая и военная помощь союзникам по социалистическому лагерю и странам «социалистической ориентации» из числа развивающихся стран. Базой этих достижений явилось интенсивное развитие экономики в отличие от экстенсивного развития в 30-40 годы на основе роста физического и человеческого капитала и лучшего планирования и управления экономикой.
.

II. Причины провала советского эксперимента

Несмотря на перечисленные огромные успехи советского эксперимента, он все же потерпел крах в 1991 году. Отмечу главные причины этого краха.
.

1. Результат прошлого отставания, и изолированности

Первая страна, поставившая в качестве цели строительство социализма, оказалась страной второго эшелона модернизации. В результате первой мировой и гражданской войной ее отставание от западных стран еще больше выросло как в области экономики, так и техники и военного дела. По социально-экономическим и геополитическим причинам она могла явиться объектом территориальной экспансии более передовых стран. Во избежание потери государственной независимости СССР отказался от нэпа и взял курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию в условиях командной экономики. Он позволил сузить отставание от развитых стран ценой огромных человеческих жертв и материальных лишений. Это (при содействии союзников по антигитлеровской коалиции) ценой колоссальных человеческих и материальных жертв позволило победить в отечественной войне и расширить сферу своего политического и военного влияния на Восточную Европу и Китай. В силу социального антагонизма и неосмотрительных действий советского руководства это укрепление позиций СССР привело к холодной войне. Где СССР и его союзники столкнулись с намного превосходящей в экономическом, технологическом, военном отношении, а также по количеству и качеству человеческого капитала консолидированной силой капиталистического мира. Успешное восстановление экономики и быстрый ее рост в 50 годы (советское экономическое чудо) сузил этот разрыв, но не устранил его. Соревнование с капитализмом оказалось непосильным для социалистического лагеря, что усугубилось чрезмерным упором на достижение военного паритета. В 70-80 годы этот разрыв снова стал расти, порождая у населения СССР и его союзников сомнения в оправданности социалистического выбора.
.

2. Нелегитимный характер

Советская власть так и не смогла избавиться от нелигитимного происхождения. Появившаяся в результате вооруженного переворота, она не смогла подтвердить свою поддержку большинством граждан в результате свободных конкурентных выборов или свободного референдума. Она даже не рисковала это сделать, что уже подтверждало ее нелигитимность в глазах собственного населения и остального мира. Сомнительны искать ее социалистическую легитимность в триумфальном шествии после Октябрьской революции, победе в гражданской и Великой отечественной войне. Ее победы в эти периоды определялись не столько социалистическими ценностями или достижениями, а скорее приверженности населения миру, передаче земли крестьянам и сохранению национальной независимости (последнее в Отечественной войне). На протяженности большей части истории СССР понимание нелегитимности своей власти было, как мне представляется, присуще и ее правящей верхушки. Этим определяется многие ее поступки. Она сама долго чувствовала себя внутри страны в положении осажденной крепости. Именно этим я объясняю огромные и кажущиеся бессмысленными: жестокие репрессии периода гражданской войны, 30 и 40 годов. Но порождая страх у населения, они в то же время рождали и ненависть к власти у оставшихся в живых жертв репрессий и их родственников. Круг замыкался.
.

3. Всеобъемлющая ложь

Представить населению в лучшем виде результаты своей деятельности естественное желание любой власти. В более-менее демократическом обществе оно наталкивается на сопротивление и разоблачение со стороны оппозиции, вследствие чего ее возможности лгать ограничены. В авторитарном и тем более тоталитарном режиме такого ограничения нет. С конца 20 годов в СССР ложь или сокрытие правды приобрели чудовищные размеры. Она касалась всех аспектов жизни общества. Под покровом государственной тайны долгое время оставались огромные сектора жизни. Это касалось темпов экономического роста, уровня и динамики жизни населения, размеров экономического отставания от западных стран, объема военных расходов, потерь во время войн, числа заключенных, многого другого. Напомним, что отрицался голод начала 30 годов. У более или менее мыслящих граждан это порождало огромное недоверие к власти. Когда эта ложь вскрылась в период перестройки, доверие к власти и социализму катастрофически упали. Мне неоднократно приходилось слышать и читать, утверждения, что моя с Селюниным статья «Лукавая цифра» привели к крушению социализма в СССР. Но просто не надо было лгать.
Ложь и страх как основные характеристики советского общества были названы с горечью еще в начале 30 годов таким горячим сторонником социализма как Афиногенов. При Ленине таких размеров лжи не было.
Желая ввести в заблуждение собственное население и, особенно, заграницу советские руководители нередко становились жертвами собственной лживой статистики при составлении необоснованных планов, необоснованного материального поощрения, выявления реального состояния экономики. Так, с огромным запозданием было выявлено затухание инвестиционной деятельности. Ложь оказалась не только аморальной, но и нерентабельной.
.

4. Обеспеченность государственного аппарата кадрами

Наличие талантливых государственных деятелей и исполнителей в государственном аппарате залог преуспеяния любого государства. В государстве советского типа значение этого фактора особенно велико, нередко оно является решающим, поскольку в нем роль государства чрезвычайно велика и практически всеобъемлюща в отличие от капиталистических стран. Между тем, история создала огромные трудности в укомплектовании государственного аппарата компетентными работниками. Подавляющая часть не только рядовых членов партии, но и ее руководителей не получили по разными причинам ни полноценного образования, ни, естественно, не прошли школы государственного управления. В то же время работники старого государственного аппарата в связи с нелегитимностью новой власти и отвращения к ее целям и методам относились к ней враждебно и поначалу просто устроили забастовку. Многие из них бежали в районы неподконтрольные новой власти или за границу. Исключением явилась армия, где часть офицеров начала служить новой власти под контролем комиссаров. Советская власть не доверяла старым специалистам, поручая им (уже с началом нэпа) преимущественно технические функции. Во время всей истории советской власти она при подборе чиновников выбирала между лояльностью и компетентностью, часто отдавая предпочтение лояльности. Долгое время это определялось недоверием к искренности сотрудничества старых специалистов, враждебным с концом нэпа к мерам новой власти. Затем с появлением большого количество собственных специалистов с высшим образованием и партийным билетом, преобладало широко распространенное среди чиновников всего мира предпочтение послушных исполнителей вместо инициативных и самостоятельных. В демократических государствах этому аппаратному склерозу противодействует критика оппозиции и СМИ, смена партий у власти, в авторитарных — преимущественно компетентность и требовательность вышестоящих органов и лиц. Когда уровень несоответствия между потребностью общества и качеством государственного аппарата зашкаливал и появилась возможность и срочная (в виду близости войны) необходимость обновлении государственного аппарата более образованными и энергичными специалистами советская власть в 1937-1938 годы предприняла массовое и кровавое обновление государственного аппарата. Этот аппарат, при всех его серьезных недостатках, ошибках и злоупотреблениях, справился с руководством экономикой и обществом в период войны и в первый послевоенный период. В 50-е годы он укреплялся более образованными работниками.
Ключевую роль в деятельности государственного и партийного аппарат советского типа в силу характера авторитарной системы играет выбор первого лица. Два первых руководителя СССР Ленин и Сталин, выдвинувшиеся в лидеры в процессе острой политической (включая и внутрипартийную) борьбы в окружении незаурядных политических противников и в обстановке острой идейной борьбы в обществе, оказались соответствующими своей роли лидеров. Но установленная ими, в особенности Сталиным, авторитарная политическая система, основанная на послушании, крайне затрудняла выбор достойных преемников. Известные слова Сталина о своих соратниках как о котятах не только оправдались, но и являются тягчайшим обвинением созданной им политической системе. Она умудрилась при всей ограниченности выбора отбирать в качестве первого лица (за исключением Андропова) худших. Слабые первые лица подбирали себе подобных, устраняя сильных соперников. Этот процесс шел до низа властной вертикали. Слабостью лидеров объясняются многие недостатки 60-80 годов в развитии советского общества. Но далеко не все они носили и системный характер.
.

5. Крайняя слабость соревновательных начал

Демократическая политическая система и рыночная экономика дает широкие возможности для выявления в ходе конкурентной борьбы сильнейших в политике и экономике. Эта система далеко не совершенна. В ней велика роль денег и клановых интересов (в политике и даже науке), и монополий в экономике. Поэтому далеко не всегда побеждают сильнейшие и наиболее способные. Отмечу в качестве примера, что из 44 президентов США выдающихся, по оценкам американских историков, было не более 7-8 или менее 20%.
В системах советского типа соревновательное начало минимально в силу тоталитарного характера власти и плановой экономики. Оно больше всего присутствовало в соревновании с капиталистическим миром. Отсюда большие успехи в военном деле, военной промышленности и технике, спорте, музыкальном исполнительстве. Здесь было нередко соревновании и внутри страны (например, при выборе систем вооружений, в том же спорте и музыкальном исполнительском искусстве). В этих областях и удавалось выявить действительно сильнейших. Без большой ошибки можно сказать, что именно существование капитализма было наиболее сильным средством от застоя в СССР.
Попытка имитировать соревновательность (социалистическое соревнование, стахановское движение, выборы) чаще всего являлось симулякром.
При контроле над выполнением плановых заданий часто также удавалось выявить более способных, но это давалось с большим трудом. Мешали недостаточная обоснованность плановых заданий и трудности контроля качества и ассортимента продукции, оценок оправданности издержек. Даже при выходе на внешние рынки лишь частично удавалось выявить эффективность продукции в виду особенностей внутреннего ценообразования.
Что касается политики, то здесь соревновательность проявлялась либо в интригах, либо в заговорах, где побеждали наиболее коварные.
.

6. Слабость этических норм

Для общества советского типа с его плановым управлением и значительной ролью государства моральный облик общества имеет гораздо большее значение, чем в капиталистических обществах, где оно объединяется и стимулируется преимущественно деньгами и корыстными интересами. Александр Богданов считал предварительным условием социалистической революции усвоением коммунистическим авангардом пролетарской культурой. В марксистско-ленинской теории этика практически отсутствовала. Лишь постепенно она стала внедряться в сознании народных масс в виде коммунистического воспитания. Но воспитанные многими в молодости ценности быстро разбивались при столкновении с действительностью в виде репрессий, государственной лжи, доносов, привилегий номенклатуре и др.
Низкий нравственный уровень многих сторонников социализма (рядовых и номенклатуры) явился причиной многих злоупотреблений советского периода.
.

7. Нелегитимные и чрезмерные привилегии правящему классу

Необходимая оплата за более квалифицированный и напряженный труд по руководству экономикой и обществом в условиях дефицита квалифицированных кадров долгое время была чрезмерной и, самое главное, нелегитимной и обеспеченной властными возможностями. Особенно возмутительными они были в условиях чрезвычайных трудностей (война, голод).
.

8. Внешние причины

Развитые капиталистические страны после Второй мировой войны предпринимали усилия по ослаблению СССР и его союзников. Они носили преимущественно экономический и информационно-пропагандистский характер. На разных этапах эти усилия были различной интенсивности. Более важным было влияние образа жизни развитых капиталистических стран, (узнаваемого чаще всего по переводной художественной литературе, иностранным кинофильмам, передачам иностранных радиостанций, реже из туристических и деловых поездок, даже из вдумчивого изучения специальной советской литературы о капиталистических странах) на умонастроение части населения, прежде всего, интеллигенции и городской молодежи. Эти внешние причины сыграли существенную роль в крахе социализма. Но наиболее важными были все же внутренние пороки социализма. Внешнее воздействие оказывалось эффективным благодаря этим порокам.
.

III. Как соотносятся сильные и слабые стороны советского общества?

Невозможно механически отделить сильные и слабые стороны советской системы. Часто слабые с долгосрочной точки зрения стороны являлись условием достижения успехов в сложившихся (подчеркну это слово) условиях. Для примера приведу пример с нелегитимностью. Она была обусловлена насильственным взятием власти в октябре 1917 года в обстановке тотального кризиса, из которого не могла найти выход Временное правительство. Большевики не имели шансов получить большинство в Учредительном собрании, которое отнюдь не являлось гарантией выхода из этого кризиса. Расчет строился на неизбежности революции в Германии в результате тягот войны («Либкнехт выручит»). Он не оправдался, хотя был близок осенью 1918 года. Попытки приобретения легитимности имели некоторый шанс лишь в отдельные периоды, Например, в десятилетие советского экономического чуда. Запоздалая попытка приобретения легитимности в период перестройки кончилась крахом советской власти не только в силу ошибок Горбачева и тяжести экономического кризиса, но и вследствие неожиданности разоблачений прежних грехов советской власти. Только в условиях нелегитимности оказалось возможным провести форсированную индустриализацию и коллективизацию. Справедливо отмечалось первым мэром Москвы Гавриилом Поповым, что наличие подсистемы страха являлось при отсутствии легитимности долгое время основой устойчивости советской власти. Ее постепенное разрушение в период оттепели и окончательное в период перестройки ускорило демонтаж советской системы в 60-80 годы и ее крах в конце перестройки. Здесь хотелось бы отметить, что страх был отнюдь не единственной опорой советской власти. Другими опорами были хозяйственные и социальные достижения и убежденность значительной части населения в достоинствах советского социализма, созданного действительными достижениями или пропагандой в условиях изолированности подавляющей части советского населения от общения с западным миром, с которым оно, возможно, напрасно себя сопоставляло. В сравнении с восточными странами превосходство было реальным.
.

IV. Чем отличается и схожи условия рождения советского социализма и возможного возрождения нового социализма в России?

Очень многие характеристики положения в России и мире отличают нынешнее положение от положения перед октябрьской революцией. Они, конечно, очень серьезно влияют на возможность возрождения социализма в России. Перечисляю эти различия и их влияние на возможность возрождения социализма в России.
.

1. Изменения в России, благоприятные для возрождения социализма

Коренным образом изменился социально-экономический облик. Россия стала урбанизированным, индустриальным государством с относительно образованным населением. Это освобождает общество от решения ряда задач по первичной индустриализации и образовании населения, облегчает подбор квалифицированных кадров для управления экономикой и государством.
Российские Вооруженные силы обладают ядерным оружием и средствами его доставки. Это практически гарантирует Россию от вооруженного нападения и освобождает от изнуряющей СССР гонки вооружений.
Россия обладает богатейшим опытом СССР по построению командной экономикой и позволяет учесть ее сильные и слабые стороны. Правда, скорее теоретическим. Носители из среды ответственных работников прежней системы его либо ушли из активной жизни либо забыли методы планирования и управления.
Россия после распада СССР стала несравненно более однородной в экономическом и этническом отношении, что облегчает решение экономических и национальных проблем.
Большинство населения России из собственного опыта, а не из пропагандистских материалов убедилось во многих пороках рыночной экономики.
Сложившаяся в современной России огромная социальная дифференциация позволяет найти гораздо менее болезненные средства финансирования модернизации экономики.
.

2. Неблагоприятные для возрождения социализма

1. Отсутствие в настоящее время общенационального кризиса огромного масштаба, каким была Первая мировая война. Но вполне возможен экономический кризис крупного масштаба по внутренним и внешним причинам(дальнейшее падение мировых цен на нефть, влияние нового мирового экономического кризиса).
2. Отсутствие раскола между ведущими капиталистическими странами, связанное с первой мировой войной. Это облегчит противодействие новой власти со стороны внешних сил.
3. Более широкая социальная база враждебных социализму сил внутри страны, чем перед Октябрьской революцией. Средний класс России составляет примерно 25 % населения.
Более широкая интеграция современной России в мировое хозяйство, чем перед Октябрьской революцией и первой мировой войной. Российская экономика критически зависима от целого ряда продуктов и услуг (например, системы SWIFT), Огромное количество российских предприятий имеют собственников в зарегистрированных за границей компаниях. Последнее создает огромные трудности для их легитимной национализации.
Образовавшаяся привычка значительной части населения к цивилизованной розничной торговле и общественному питанию, без очередей. Появление товарного дефицита на потребительском рынке вызовет огромное недовольство населения.
Необходимость на каком-то этапе жертв большей части населения для целей модернизации экономики. По нашим подсчетам для обеспечения ежегодного роста ВВП на 3% требуется сократить объем фонда личного потребления населения в 2 раза. И хотя преимущественно это должны быть жертвы состоятельных слоев населения, на каком-то этапе потребуются жертвы и широких кругов населения, кроме самых бедных.
Болезненная для экономики и граждан ломка хозяйственных связей и привычек при возврате к новой системе хозяйствования,
.

3. Можно ли обойтись без слабостей советского общества?

Из указанных выше слабостей советского общества следуют выводы о том чего не следует делать для избежания очередного краха социалистического эксперимента.
Легитимизировать переход к социализму. Вызвавший протест у многих сторонников социализма и советской власти вывод Зюганова о том, что Россия исчерпала лимит на революции с этой точки зрения совершенно обоснован.У противников социализма, конечно, имеются многочисленные силовые и информационные возможности противодействия легитимному приходу к власти левых сил в России, но они не беспредельны. В ситуации острейшего социально-политического кризиса они могут не сработать. Многое зависит от зрелости, авторитета и организованности левых сил. Именно их слабость в этих отношениях делают прежде всего их приход к власти в настоящее время в России маловероятным. Но эта слабость левых сил может быть со временем преодолена. Легитимный характер левой власти позволит ей минимизировать фактор страха для удержания власти.
Осторожная внешняя политика. Избегать усилий по распространению социализма силой или финансовой поддержки левых сил в мире. Социализм может распространяться только силой примера более справедливого и эффективного общества.
Избегать государственной лжи. Речь, прежде всего, о создании авторитетной и квалифицированной статистической службы. Это следует обеспечить выбором авторитетного и честного экономиста в качестве его главы. Но также и значительным, на порядок, повышением оплаты труда руководящих и рядовых работников для привлечения квалифицированных специалистов, ответственности предприятий за искажения статистических данных, общественным контролем за деятельности статистической службы.
Тщательный и продуманный подбор руководящих кадров. В обществах советского типа речь прежде всего о выборе первого лица. Этот вопрос не может быть подвержен случайностям политической борьбы, часто выдвигающих на первое место не самых способных, а самых ловких и пронырливых. Ключевым здесь является выбор первого лица на первом этапе возрождения социализма. Конечно, важнейшее значение здесь имеют интеллектуальная и нравственная зрелость социалистических сил.
Более широкое развитие соревновательных начал в экономике и обществе. Если говорить о обществе, следует подумать о совершенствовании избирательной системы, уходе от партийной системы выборов со всеобщим и равным голосованием в пользу малоизвестных и говорливых (болтунов) кандидатур в пользу профессиональной (или корпоративной) и многоступенчатой, где выбирают по известным избирателям профессиональным достижениям и нравственным качествам. Такая система тоже, очевидно, имеет свои недостатки, но их, наверное, можно минимизировать. Во избежание клановости и кумовства соревновательные начала необходимо распространить и на комплектование государственного аппарата путем тщательно продуманной системы конкурсов. По итогам года работы в случае неудовлетворительных результатов конкурс может быть проведен заново.
Более сложно организовать соревновательные начала в плановой экономике. Здесь эталоном для соревнования являются лучшие мировые достижения в технологиях и экономических показателях. Намного труднее это пожелание реализовать. Не скажу, что имею готовый алгоритм такого сравнения. Он определено будет менее совершенным, чем прямое сопоставление на внутреннем рынке. Но и позволит избежать довольно частых внерыночных методов конкуренции, применяемых мощными монополиями.
.

V. Основные контуры экономики социалистического общества в России

.

1. Общие соображения

История разнообразных экспериментов по реформированию социалистической экономики показало, что, несмотря на объективные недостатки сложившейся в СССР экономической системы, она оказалась наиболее соответствующей природе социалистического общества. Усилия по внесению в нее элементов капитализма или трудового самоуправления, не принося ощутимых экономических результатов(кроме уменьшения товарного дефицита) приводили в конечном счете к реставрации капитализма. Вопрос, следовательно, состоит в том, можно ли усовершенствовать существовавшую модель в такой степени, чтобы она оказалась более работоспособной и соответствующей интересам населения и общества, чем прежняя. Успехи советской экономики в 50-60 годы и предлагаемые меры по совершенствованию модели социализма вселяют в этом отношении некоторые надежды.
При определении конкретных форм экономических институтов и структурной политики следует обязательно иметь в виду состояние экономики в данный конкретный период. С этой точки зрения следует рассмотреть особенности нынешнего периода российской экономики. Он характеризуется глубоким экономическим кризисом, вызванным переходом к капитализму и разрушением в связи с этим основ советской экономики. Особенно значительны последствии этого кризиса в разрушении производственной базы экономики, ее человеческого капитала и чудовищных размеров социальной дифференциации. Возможно ли смягчить эти пороки в рамках сложившейся социально-экономической модели? Не исключено. Сумели же западные общества, столкнувшись с экономическими кризисами и огромным социальным недовольством, с середины 19 века начать социальные реформы, которые постепенно изменили облик капитализма. Вместе с тем, то что в России аналогичные реформы до сих пор не проводятся, говорит и о слабости власти и о слабости и незрелости российского капитализма. Возможно, что когда вода у власти и буржуазии подойдет к горлу, она их начнет. Но время, возможно, для них будет уже упущено.
Наконец, не следует ставить нереальные цели и критерии. Очевидно, что социалистическое общество в некоторых областях (например, широте товарного ассортимента в розничной торговле или скорости структурных изменений), скорее всего, проиграет капиталистическому. Это может компенсироваться преимуществом в других областях: большим социальным равенством, гарантированностью условий жизни, экономической стабильностью. большим доступом населения к власти. Важно, чтобы неизбежные недостатки не приобретали чрезмерных размеров, которые оттолкнут население от власти и социализма, как это было в СССР, например, c товарным дефицитом или привилегиями номенклатуры.
.

2. Общее содержание первоначального этапа

С точки зрения характера экономических институтов следует различать первоначальный, переходный этап, после приобретения власти, от последующего этапа после закрепления новой власти.
На первоначальном этапе придется решать задачи, оставленные в наследство квази-капиталистической Россией. Это, прежде всего, задачи преодоления глубокой деградации физического и человеческого потенциала. Частично, в связи с демографическими потерями 20века, они унаследованы и от советского и дореволюционного периодов.
По своему экономическому смыслу первоначальный период напоминает период кризиса нэпа. Тогда для преодоления отставания от капиталистических стран потребовалась срочная модернизация экономики и коренная ломка ее структуры. Отличие — в отсутствии опасности большой войны. Но длительное экономическое и технологическое отставание почти столь же опасно. Для преодоления накопившегося за последние 40 (включая период застоя) лет экономического, и технологического отставания потребуются огромные вложения и огромные и крайне болезненные структурные изменения в экономике и обществе. Такие огромные задачи(для примера: речь идет по нашим подсчетам о повышении о повышении доли вложений только в физический капитал в ВВП с нынешних 12 % до 35-40%) может решить, только сильная авторитарная власть. Другой путь, чтобы избежать неизбежных экономических и политических жертв полностью интегрироваться в нынешний мировой порядок на правах сырьевого придатка. Я его не рассматриваю, поскольку он исключает социалистическую альтернативу.
В отличие от конца 20 годов этот переход довольно долго может финансироваться за счет усиленного обложения наиболее состоятельных слоев населения при повышении доходов наименее состоятельных слоев населения. Поэтому он сначала может усилить легитимность власти.
.

3. Новая экономическая система

Трудно представить себе такое радикальное изменение экономических и социальных пропорций иначе как через восстановление в главных чертах советской экономической системы. Она свою силу лучше всего показывала как раз в экстремальных условиях. Практически это означает национализацию основных средств производства и обмена(включая монополию внешней торговли на основные продукты экспорта и высокую степень контроля за валютными операциями), директивное ценообразование и планирование, воссоздание соответствующих институтов (Госплан, Госснаб, отраслевые министерства и нормативных актов. Уже здесь проявятся огромные трудности. Учитывая принадлежность большинства российских компаний оффшорным собственникам, возникнет дилемма между безвозмездной и возмездной национализацией. Есть основания для безвозмездной национализации, учитывая огромные доходы собственников. Но она вызовет буквально море юридических исков и санкций. Что касается иностранной собственности, она практически безальтернативно возмездна. Полная или частичная(с учетом ошибок приватизации и чрезмерных доходов) компенсация собственникам возможно в виде долгосрочных облигации в иностранной валюте под обычный рыночный процент. При национализации важно в отличие от периода военного коммунизма сохранить компетентных управляющих предыдущего периода. Здесь власть подвергнется сильной атаке со стороны ветеранов борьбы с прежней властью: за что боролись? Советской власти удалось ему противостоять только в период нэпа и то лишь частично, на среднем уровне управления.
Очень серьезные проблемы возникнут с восстановлением инструментов планирования. Возьму составление балансов — ключевой при составлении планов. И главные из них — натуральные балансы. Для их составления в советской экономике использовались планы распределения продуктов, составлявшиеся Госснабом и министерством торговли. Последние опирались на заявки предприятий и нормы расходов. Вся эта система и органов и инструментов разрушена. Ее воссоздание потребует времени. Положение осложнится огромным объемом теневой экономики. Аналогичная проблема — составление директивных цен в условиях отсутствия отчетности о себестоимости и искаженности (заниженности в среднем примерно в 8 раз!) оценок стоимости основных фондов и амортизации.
Если натуральные балансы ключевая проблема планировании, то при их составлении ключевая проблема нормативы расхода материальных и трудовых ресурсов на отдельные. виды продукции на отдельных предприятиях. Равно как и при распределении материальных ресурсов через систему материально-технического снабжения. В СССР плановые органы за редкими исключениями вынуждены были ориентироваться на нормативы самих предприятий, не имея возможность в виду их колоссального количества проверить их обоснованность. И я не вижу способ устранить этот серьезнейший недостаток даже при использовании самой совершенной вычислительной техники. Сказанное в отношении нормативов относится и к производственным мощностям, первоначально рассчитываемым проектными организациями, а затем уточняемыми самими предприятиями в связи с производимыми ими капитальными вложениями, Особенно трудным является их расчет в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве и на транспорте c их сложнейшей номенклатурой продукции и видах деятельности. Другое принципиальное затруднение состоит в учете качества человеческого потенциала на различных предприятиях и районах. Полагаю, что именно слабость (в количественном и качественном отношении) нормативной базы явилось основной причиной провала колоссальных усилий по использованию вычислительной техники в планировании советской экономики в 70-80 годы.
Возникает вопрос, каким образом при таких огромных недостатках исходных данных планирования и управления советская экономическая система часто успешно развивалась. Как мне представляется, при планировании и управлении решающую роль играли огромный производственный и жизненный опыт руководителей экономики на разных уровнях. Многие из них прошли всю цепочку: от рабочего или мастера до директора завода, начальника главка и министра и хорошо представляли себе возможности предприятий, исходы из их производственной базы и человеческих ресурсов. Балансы и нормативы играли координирующую роль при составлении единого народнохозяйственного плана. Теперь руководителей с таким опытом найти почти невозможно.
Скорее всего, основная(по объему и значимости) часть продукции производственного и потребительского назначения будет распределяться централизовано по твердым или лимитным ценам в соответствии с производственными заданиями и планами товарооборота, второстепенная — в порядке свободных цен и свободной торговли. :Необходимо найти пути для соревновательности при выборе исполнителей государственных заказов с учетом качества и издержек. При этом возможна разница в доле централизованно распределяемой продукции потребительского и производственного назначения и внутри этих групп. Сомнительна необходимость заданий по бытовым услугам и для розничной торговли. Достаточно выделение фондов важнейших потребительских товаров и контроль за фондом оплаты труда и денежной массой.
Возникнет и старая и очень тяжелая проблема показателей оценки деятельности предприятий. К сожалению, для производственных предприятий вряд ли возможно придумать другие показатели(при всех их недостатках) кроме той же валовой продукции. Эти недостатки могут быть сильно уменьшены более обоснованными планами по номенклатуре, которая охватит в части товаров производственного назначения основную часть продукции. Другое совершенствование — учет при оценке реального изменения цен. Более сложная проблема — планирование и контроль издержек. Самое простое установить их с небольшим реалистическим снижением на 0,1-03 % (в зависимости от отрасли) от запланированной динамики выпуска и поощрять за их снижение. В сфере потребительских товаров поощрять по выпуску и издержкам за фактические результаты по сравнению с прошлогодним уровнем. Существенное облегчение при планировании и контроле составит образование крупных вертикально ориентированных объединений предприятий. Так что отраслевым министерствам придется дело уже с ними, зачастую планируя лишь конечную продукцию, а уже тем непосредственно с предприятиями.
В планировании научно-технического развития и неразрывно с ним связанным планированием капитальных вложений решающую роль призваны сыграть Госплан и отраслевые министерства. Именно эти планы должны обеспечить коренную модернизацию структуры российской экономики. Помимо сложнейшей стратегической проблемы выбора приоритетов, здесь придется столкнуться с почти полным исчезновением в постсоветский период огромной сети проектных организаций по причине свертывания нового строительства и их неконкурентоспособности по сравнению с иностранными. Проектирование осуществлялось преимущественно силами иностранных проектантов. Встает сложнейшая задача воссоздания отечественной сети проектных организаций. Она трудна даже количественно в связи с дефицитом специалистов(хотя вовсе нет необходимости воссоздавать громоздкие по численности прежние институты), но еще более качественно, чтобы не повторить ошибок советского периода. Аналогичные проблемы возникают и с прикладными научными институтами. Скорее всего, лучше всего объединить научные и проектные институты и основную их часть ввести в состав производственных объединений. Учитывая крайнюю ограниченность действительно квалифицированных кадров, вряд ли удастся сформировать такую сеть раньше чем через 6-8 лет.
Разумеется, коренному изменению подвергнется кредитная и финансовая система. Подавляющая часть нынешних коммерческих банков, видимо, будет ликвидировано или преобразовано в филиалы Госбанка и Стройбанка. Последние возьмут на себя краткосрочное кредитовании и платежно-расчетное обслуживание предприятий общественного сектора экономики с примерно аналогичными советским методам и инструментами(изрядно забытым за прошедшие 25 лет, которые очень нелегко будет восстанавливать), разве что лучше учитывающим реальное состояние объектов кредитования. Для кредитования оставшегося немалого частного сектора будут использоваться часть нынешних коммерческих банков с сохранением нынешних методов работы. Но и те и другие будут подвернуты централизованному контролю, а банки, кредитующие предприятия государственного сектора и планированию. Весьма строгому, хотя и не столь мелочному как в советское время. В целом роль кредитного сектора в экономике окажется преимущественно пассивной, а в количественном отношении (скажем, по числу занятых и фонде оплаты труда) несравненно меньше, чем сейчас.
Потребуется, конечно, время для переучивания персонала банков новым методам работы. И, конечно, к сожалению, возникнут большие трудности и перебои в кредитовании и расчетах при реорганизации системы краткосрочного кредитования.
Серьезно изменится и финансовая, точнее, бюджетная система. В противоположность кредитной системе, ее роль значительно вырастет, поскольку она возьмет на себя многочисленные и многократно выросшие расходы по финансированию экономики и социальной сферы вместо частного образования и здравоохранения. Ее главной задачей, как и в 30 годы 20 века в СССР станет мобилизация в бюджет, прежде всего федеральный, огромных ресурсов. Первое время упор будет сделан на обложение состоятельных слоев населения через налог на имущество, косвенные налоги на предметы роскоши, импортные налоги на предметы роскоши, прогрессивный подоходный налог, высокий налог на выезд частных лиц. Эти доходы могут некоторое время оказаться даже излишними, поскольку для реализации возросших инвестиций в основные фонды потребуется лаг как минимум в 7-8 лет и окажутся финансовыми резервами. Затем начнется реализация этих вложений и одновременно постепенно и довольно быстро истощаться в связи с сокращением частного сектора экономики и доходов состоятельных слоев населения. Тогда придется повышать доходы с менее состоятельных слоев населения. Очевидно, что налогообложение состоятельных слоев населения столкнется с многочисленными трудностями в связи с методологическими проблемами и уклонениями от уплаты налогов. В обложении общественного сектора возрастет роль налога с оборота и на имущество (после их переоценки) в ущерб налогу на прибыль (или лучше, на чистый доход). Положительную роль в налоге на прибыль сыграет ликвидация выплаты дивидендов и огромное сокращение оплаты высших должностных лиц компаний.
В расходах бюджета первоначально (в течение 7-8 лет) значительно вырастут расходы на человеческий капитал, без которого окажется бессмысленными расходы на физический капитал. И лишь потом начнется огромный рост вложений в физический капитал. При этом очень важным будет контроль за целесообразным расходом средств бюджета.
Но и финансовая система в отношениях с общественным сектором будет играть пассивную роль. Основная отводится планированию натуральных показателей.
Серьезные возможности для улучшения качеств планирования и управления по сравнению с позднесоветским временем предоставляют возросшие в десятки, если не в сотни тысяч раз, возможности парка вычислительной техники. Вопрос (очень непростой и дорогостоящий ) в выработке критериев. алгоритмов, программ, информационной базы. И. что труднее всего: организации планирования и управления и технической базы: бессмысленно автоматизировать беспорядок и ручной труд. Возможно, Сергей Королев или Курчатов сумели бы продумать и организовать эту систему. Но где эти экономические Королевы и Курчатовы в современной России? С другой стороны, прошлый опыт внедрении вычислительной техники в управлении советской экономики был скорее негативным, Его необходимо осмыслить: был ли он следствием утопичности или ошибками в реализации, а также в незрелости вычислительной техники и организации производства.
Огромным улучшением может стать опора в планировании на правдивую экономическую информацию. Лживые данные буквально дезорганизовывали планирование и управление советской экономикой. Реорганизация Росстата с обновлением его руководства и персонала явится первым и важным шагом, свидетельствующим о серьезности намерений новой власти в экономике.
Принципиально новый вопрос — изъятие чрезмерно высокого личного имущества и доходов, Его сложность в том, что свободные денежные средства находятся, в основном, за границей в оффшорах, а материальные -в стране в виде преимущественно жилой недвижимости. Кроме того, конечно, имеются акции и паи. До иностранных счетов трудно добраться. Напрашивающеюся передача многих особняков и огромных квартир богачей нуждающимся в улучшении жилищных условий или детям трудно реализовать. Наилучшим решением является обложение этой недвижимости по высоким ставкам, а доходов, кроме того, с помощью высокой ставки подоходного налога, и акцизов на предметы роскоши. К числу мер по снижению социальной дифференциации относятся установление достойного уровня минимальной оплаты труда и умеренного соотношения между максимальными и минимальными (или средними) доходами в государственном секторе экономики и государственном аппарате. Такое решение одновременно сэкономит огромные суммы заработной платы, затрачиваемые на управляющих и чиновников высокого ранга, и заметно подымет размер прибыли и сократит непроизводительные расходы бюджета.
Особый вопрос — сельское хозяйство. Вряд ли целесообразно проводить повторную принудительную коллективизацию. Это уже не вызывается экономической необходимостью в связи с огромным падением доли сельского хозяйства в экономике и серьезно осложнило бы и без того сложные задачи управления экономикой. Конечно, должно приветствоваться добровольное кооперирование. Но огромные сельскохозяйственные холдинги, очевидно, будут национализированы. Что касается регулирования сельскохозяйственного производства, то достаточно будет плана заготовок по некоторым важнейших сельскохозяйственных продуктов при выгодных для производителей заготовительных ценах,
Другая острейшая проблема-торговля. В Советский период она была безобразной и много сделала для отвращения населения от социализма. С одной стороны, был чудовищный товарный дефицит, особенно в провинции, с другой, торговые работники чудовищно (по советским меркам) наживались на этом дефиците. Торговля стали поистине черной дырой советской экономики. Постсоветская экономика изжила этот дефицит, во многом, высокими ценами, недоступными большей части населения. Но осталась сверхприбыльной благодаря огромной (хотя и намного меньшей, чем в начале века) торговой марже. Вопрос в том, как сохранить достоинства новой системы, устранив ее пороки. Не вдаваясь в детали (которые мне самому здесь, как и в других случаях не всегда ясны), речь идет о необходимости при формировании заказов торговли и оценке деятельности торговых организаций ориентироваться на спрос населения. При выявлении и удовлетворении спроса могут пригодится и предложенные академиком Глушковым еще в начале 70 годов методы их выявления с помощью ЭВМ. На это же следует ориентировать и розничные цены, которые более оперативно будут меняться под влиянием спроса и предложения. Наибольшая проблема с неизбежным на этом этапе фондированием хотя бы части потребительских товаров и их распределением между торговыми организациями с одной стороны, и их производителями с другой, прикреплением их друг к другу. Другая — в судьбе нынешних торговых организаций. Крупные оптовые предприятия и торговые сети, очевидно, будут национализированы. Мелкие могут сохраниться, подвергшись регулированию. Умеренные размеры торговых накидок будут достаточны для привлечения персонала и содержания предприятий. Благодаря указанным изменениям удастся, как мне кажется, создать более эффективную для населения и общества, чем в советский период, торговую систему. Пусть и с менее разнообразным потребительским выбором, но достаточным для большинства населения.
Несельскохозяйственый частный сектор помимо мелкой торговли и сельского хозяйства допустим и в сфере бытовых услуг и мелкой промышленности при условии минимальной величины( определяемого для каждой отрасли) наемного персонала. Частный сектор заставит из-за опасения потери выручки и персонала, общественный сектор работать более эффективно. Опасность чрезмерного разрастания частного сектора состоит в том, что он имеет возможность вследствие большей гибкости отвлечь трудовые и материальные ресурсы от общественного сектора и приоритетных задач развития экономики. При этом практически неизбежно возникновение теневого сектора, с которым придется вести борьбу и экономическими и административными (включая уголовное преследование) борьбу.
Сложнейшие проблемы неизбежно возникнут при формировании новой системы хозяйствования: формирования новой системы органов планирования и управления, отчетности и статистики, Особенно на начальной стадии, когда старая уже ликвидирована, а новая еще не сформирована. Возникший хаос, который может продлиться несколько лет, может аннулировать значительную часть выигрыша населения от перераспределения доходов. Конечный результат зависит от удачности подбора руководства и состава новых органов.
Через нескольких лет после начала преобразований возникнет необходимость в усилении обложения лиц со средними доходами. Это оттолкнет от новой власти многих ее прежних сторонников. Противники социализма внутри страны и за границей, скорее всего, предпримут усилия для свержения новой власти типа периода власти Альенде или еще жестче, учитывая важнейшее место России в мире и опасность ее примера. Трудно представить себе, как можно провести указанные сложнейшие преобразования с соблюдением всех элементов законности. Быть может, еще более серьезное сопротивление окажут многие рядовые граждане и руководители разных уровней, привыкшие в неэффективной работе, воровстве и коррупции. Авторитаризм в этих условиях становится неизбежностью. При том направленный не только против классовых врагов, но и против значительной части своей социальной опоры.
Серьезнейшей опасностью окажется теневая экономика. Она, во многом, погубила советский социализм, разложив его, Теперь ее размеры намного больше. Для плановой экономики исключительно важно по экономическим и социальным соображениям минимизировать роль теневой экономики, включить ее в общую систему планового регулирования. Поскольку теневую экономику в плановой системе питают неравновесные цены и потребительский дефицит, более гибкое ценообразование и планирование потребительского рынка позволят уменьшить ее размеры. Но потребуются и административные рычаги в виде высоких штрафов за нелегальную экономическую деятельность и уголовное наказание. Очевидно, что борьба с теневой экономикой окажется очень тяжелой. Достаточно сказать, что в ней по разным оценкам сейчас занято 20-30 миллионов человек, в значительной части нелегальных иммигрантов.
.

4. Обновление организации научной деятельности

Во многом, судьба нового социалистического эксперимента зависит от уровня отечественной науки и техники. Даже в советский период их значимость в мире была невелика (за исключением военной составляющей), несмотря на огромные вложения в науку и технику и их привлекательности для молодежи. По моим подсчетам, произведенным в середине 80 годов, в 70-80 годы производительность труда занятых в науке СССР была в 8-10 раз ниже, чем в США. Слабость отечественной науки и техники частично восполнялась огромным научно-техническим шпионажем и закупками западного оборудования. В постсоветский период ее место еще намного снизилось из-за утечки мозгов и сокращения ассигнований на науку и высшее образование, ухудшения качества высшего образования. Достаточно сказать, что из 3000 наиболее цитируемых научных работников только трое граждане России, а доля российской наукоемкой продукции в мировом экспорте составляет 0,3%. Очевидно, что организация научных и инженерных исследований и их востребованность являются крайне неудачными и слабыми. Без коренного изменения в этих областях невозможно рассчитывать на длительный успех модернизации экономики. Теперь нередко квалификации ученых и инженеров не хватает даже для воспроизведения иностранных и технических достижений.
Воспроизведение советской организации науки было бы глубочайшей ошибкой. Здесь нужны новаторские решения. Исходить надо из раскрытия возможностей соревновательности, опоры на таланты и результаты, а не на формальные критерии или звания и степени. Начать, видимо, следует с Российской Академии Наук. Критика ее деятельности с конца 80 годов была не только справедливой, но и сильно запоздавшей (лечение посредством ФАНО было, однако, хуже болезни). Смешно сохранять организацию, принципы которой были сформулированы 300 лет назад, а члены в последние 50-70 лет формировались исходя преимущественно из высокого служебного положения, а не научных заслуг. В лучшем для нее случае нуждается в коренном пересмотре устав и ее персональный состав. Не очевидна вообще ее необходимость. Система научных фондов способна намного более эффективно оценить и профинансировать ученых и научные коллективы. Огромный вопрос, как создать экспертные советы. Лучше всего, опираясь на экспертное мнение лучших ученых, но их еще надо отобрать по объективным критериям. Прикладная наука, в гражданской части практически уничтоженная, подлежит возрождению на новой основе и преимущественно должна сосредоточиться в производственных объединениях.
Самое трудное — добиться востребованности науки практикой, что с огромным трудом и с огромным опозданием добивались в советское время(опять же за исключением военного дела). Здесь нужны оригинальные решения и нет гарантии, что они возможны в плановой экономике вообще.. В принципе, речь идет о приобретении заказчиками высокоинновационой продукции, что должно заставить внедрять ее в производство. Но как этого добиться не ясно. В советское время это удавалось плохо. Выполнение плана по количеству приходило в противоречие с научно-техническим прогрессом. Возможно, поможет установление, в качестве важнейшего критерия оценки деятельности производственных объединений, объема и особенно прибыли экспортной продукции, что в обрабатывающих отраслях вынудит усиленно внедрять новую технику, пользующуюся спросом на мировом рынке. Но этот показатель нелегко вписать во всю систему показателей.
Сомнительно в то же время, что отставание отечественной науки и техники можно быстро преодолеть. Для этого (если вообще возможно) требуются многие десятилетия. До этого придется довольствоваться преимущественно достижениями зарубежной науки и техники. Возможно, организационные изменения в науке вернут в страну хотя бы часть уехавших из нее ученых. Многие из них уехали не только от нищеты, но и от удушающего и унизительного бюрократического гнета. Вовсе нет необходимости сохранять нынешнюю численность научных работников: 70-80% из них не дают серьезных научных результатов.
.

5. Обновление образование как ключ к обновлению экономики и общества

Подобные науке организационные изменения предстоит произвести и в высшем образовании, чтобы оно соответствовала потребностям общества. Она также забюрократизирована и избыточна(по некоторым специальностям в 5-10 раз), как и наука. Подавляющее большинство российских вузов сейчас по качеству образования и научных исследований находятся на уровне техникумов. Найти способы их реорганизации еще сложнее, чем в науке. Многих придется просто закрывать или переводить в техникумы. Здесь еще сложнее выявить честных и компетентных администраторов и преподавателей. Но без ее реорганизации трудно представить себе модернизацию экономики и общества, разве что опираясь на зарубежное высшее образование, что нереалистично. И, конечно. важнейшим условием успехов в высшем образовании является высокий уровень школьного образования.
Примеры с наукой и высшим образованием еще раз показывают насущную необходимость на этом этапе авторитарной системы. Учитывая низкий уровень большей части персонала этих секторов невозможно найти демократические пути их реорганизации. На руководящие должности будут избраны люди, избегающие перемен. Только после формирования эффективного персонала появятся возможности демократических процедур.
Образование может стать решающей предпосылкой коренного сдвига в качестве социализма. О огромной роли образования в социалистическом обществе писали почти все социалисты-утописты, Туган-Барановский. Речь идет не только и не столько о подготовке профессионалов, сколько высоконравственных людей. Советская власть немало сделала для подъема образования, но преимущественно в подготовке технических профессионалов и больше в количественном отношении.
О недостатке внимания к образованию говорит тот факт, что почти все годы советской власти профессия учителя была одной из самых мало оплачиваемых, из-за чего учителями становились преимущественно женщины, что крайне негативно сказывалось на качестве обучения и воспитания школьников. Решительное повышение престижа школьного преподавателя путем превращения его в самую уважаемую в обществе и наиболее оплачиваемую профессию может явиться ключом к подъему всего общества. Профессия школьного учителя должна стать столь же престижной, как когда- то ученого или космонавта. Для подавляющего большинства нынешних школьных учителей придется подобрать более подходящие их способностям и квалификации занятия. Понятно, что процесс обновления школьного образования займет скорее всего одно-два десятилетия. Начать придется с ограниченного количества школ, куда можно будет поступать по конкурсу. Огромные затраты на школьное образование будут финансироваться за счет сокращения огромного количества излишних расходов, в том числе и сокращения крайне разросшегося и неэффективного высшего образования и множества бесплодных мнимо- научных коллективов. Следует отметить, что наряду со школьным образованием приоритетным является также профессионально-техническое образование и в силу его огромной значимости для экономики и пренебрежения им многие десятилетия, в результате которого возник острейший дефицит квалифицированных рабочих, который часто является главным препятствием внедрения новой техники.
.

6. Достижимо ли опережающее технологическое развитие?

Одной из самых ярких идей в отношении возрождения российской экономики была идея опережающего развития. Она заключалась в целесообразности пропустить технологические уклады, которые уже заняты конкурентами и сосредоточиться на следующих этапах, еще не занятых м возможно, не столь капиталоемких. Мировая и отечественная экономическая история, однако, показывают, что такое происходило крайне редко, чаще всего малоуспешно и лишь по особым внеэкономическим причинам. Последнее относится к созданию в СССР до войны авиационной и автомобильной промышленности, а после войны ракетной техники, атомной промышленности, реактивной авиации и электронной техники. Все эти отрасли создавались при решающей роли иностранного научно-технического опыта и с широчайшим использованием иностранного научного персонала. Для создания новых отраслей необходимы материальные предпосылки в виде развитых старых отраслей по производству материалов и оборудования и высокоразвитого научно-образовательного комплекса. Качественное улучшение образования вместе с модернизацией традиционных отраслей экономики при минимально необходимом из соображений национальной безопасности развитии нового технологического уклада создадут предпосылки для последующего технологического рывка.
.

7. Обновление политической системы

Вернусь к вопросу о предпосылках успеха первого этапа социалистических преобразований. Он является самым трудным и ответственным. Именно на этом этапе советский социализм сорвался в необратимый, как оказалось, процесс бюрократического перерождения, который и привел его к гибели. Гибель социализма была обусловлена, прежде всего, слабостью его политической системы. Остальное было производным.
Напомню о ключевом значении появления великого лидера. Я не говорю о нынешнем составе политических лидеров левого направления. Очевидно, что среди них таковых нет. Вопрос о возможности их появления. Лидеры 1917 года появились в ходе длительной политической борьбы. Такая еще была в 90 годы, в 2000 годы она была почти уничтожена.
Остается только его случайное появлении в качестве лидера удачного политически — военного заговора или переворота (российского майдана). Уже это ограничит возможности легитимизации нового режима. Но не исключить: после первых успехов и популярных шагов возможен референдум или выбор нового лидера.
Дальше начнется самый сложный период-создание основ новой государственной и хозяйственной системы. Помимо концептуальных проблем, огромные трудности возникнут при формировании руководящего ядра. Он неизбежно будет ограничен двумя факторами: слабостью выбора в результате огромной человеческой деградации предыдущих десятилетий и нежеланием многих способных людей связывать себя с новой властью из-за враждебности к ее политическим целям и неверием в ее успехе. При ее формировании важно обеспечить условия для соревновательности и быстрого избавления от провалившихся руководителей. Окружение нового лидера постарается закрепить надолго свои позиции. К тому же, его интеллектуальный и нравственный уровень чаще всего намного ниже, чем у выдающегося лидера. Ему придется их опасаться не меньше противников.
В политической области огромные трудности связаны с формированием законодательной власти (пусть и совещательной на первых порах) и ее взаимоотношениях с исполнительной властью. Парламентарная и многопартийная система не соответствуют характеру новой социальной системы, особенно на первом этапе ее формирования, когда требуется максимальное единство общества. Вместе с тем, опасно оставлять исполнительную власть без контроля общества. Более соответствующей природе социалистического общества мне представляется формирование законодательной власти на всех уровнях по производственному принципу на многоступенчатой основе. Ее преимущество состоит в том, что здесь избиратели знают качества депутатов на основе опыта общения с ними. Но здесь придется столкнуться с серьезными проблемами. Не очевидны уже принципы представительства: в зависимости от численности или общественной значимости каждой социальной или профессиональной группы.
Важна система контроля над деятельностью правоохранительных органов. Их значимость в авторитарной системе резко повышается, так как неизбежен широкий масштаб репрессий против коррупционеров и расхитителей. Население будет требовать наказания тех, кто крал в огромных размерах при прежнем режиме и это законное требование будет и в интересах популярности новой власти и укрепления, благодаря конфискациям, ее экономических позиций. Потребуется и усиление репрессий против нарушающих законы противников новой власти и нарушающих ее ограничительные законы, число которых будет расти. Исполнительная власть здесь рискует перейти границы «необходимой самообороны»,как неоднократно бывало в советский период. Здесь помимо желательной мудрости исполнительной власти полезной может оказаться авторитетная законодательная власть, с которой придется считаться исполнительной власти. Другим средством ограничения злоупотреблений исполнительной власти мог бы стать независимый суд. При всей жесткости власти на этом этапе она не должна быть произвольной. Ее жесткость определится в законах и дело объективного суда карать за их нарушения, независимо кстати от должностного положения правонарушителей. Это и в долгосрочных интересах самой власти и в интересах формирования настоящих граждан. И в этом новый социализм будет отличен от старого советского. Но и создание такого суда будет сопряжено с колоссальными трудностями, ибо традиции «телефонного права» имеют глубокие корни в советском и постсоветском периоде. Постсоветская система высшего юридического образования была столь чудовищной, что для подготовки новых судей и переподготовки старых ее потребуется ее придется создавать заново.
Перечисленные (далеко не все) трудности настолько велики, что у ряда талантливых историков и социологов вызывают сомнения достаточность авторитарной власти для возрождения сильной России. Они настаивают на новой опричнине для очистки авгиевых конюшен прежнего режима. Вопрос в том, не окажется ли лечение хуже болезни.
Учитывая колоссальную сложность, болезненность и рискованность прямого возрождения советского социализма, возникает вопрос, не мудрее и безопаснее ли было бы поискать более спокойные и мягкие пути обеспечения социальной справедливости социал-демократического толка Отрицательный ответ определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, глубиной социально-экономического кризиса. Во-вторых,экономической, организационной и интеллектуальной слабостью российской буржуазии, не позволяющей ей решать крупные модернизационные и социальные задачи.
Возможна попытка возрождения социализма кубинского или северокорейского образца. Для них имеется еще больше шансов на успех, учитывая обеспеченность России основными сырьевыми и продовольственными ресурсами. Но жалко и социализм и граждан России.
Если первый этап возрождения социализма будет благополучно завершен(на это потребуется видимо, по примеру 30 годов в СССР 10-12 лет )можно будет переходить ко второму этапу.. Второй этап может быть более мягким, чем первый, когда закладываются основы нового общества. Разумеется, встанут новые непростые проблемы, которые придется решать. Здесь можно отметить лишь общие контуры этого этапа. В области экономики можно будет перейти к двухсекторной экономике, которая предлагалась многими экономистами СССР(назову здесь Ю.В.Яременко) и других социалистических стран в конце 80 годов. Расширится диапазон форм собственности и управления: от частной собственности в области преимущественно услуг и ремесла до самоуправления трудящихся. В области политики расширение демократических свобод, переход от совещательной к полноправной законодательной власти парламента и местных законодательных органов власти.
.

8. Время возрождения социализма в России

Оно определяется зрелостью левых сил и остротой социально-экономического и политического кризиса. Уже в силу очевидной слабости левых сил в России в настоящее время и установки на легитимность прихода к власти возрождения социализма в настоящее время ждать бессмысленно и вредно даже при наступлении острейшего кризиса, Они могут только опозориться и надолго похоронить надежды на возрождении социализма в России. Дело, следовательно, в усилиях по возрождению дееспособности левых сил. Разумеется, если население от отчаяния отдаст им большинство голосов, отказ от взятия власти станет невозможным и тогда придется выполнять программу возрождения социализма, постаравшись уже при ее реализации укрепиться в интеллектуальном, организационном и нравственном отношении как бы это ни было сомнительным.
Еще большим препятствием для нее является нравственное и интеллектуальное состояние населения современной России. Оно подверглось колоссальной деградацией с двух сторон. Во-первых, в результате огромных демографических потерь России в 20 и начале 21 века в результате войн, репрессий, голода, эмиграций. По моим примерным подсчетам, по всем этим причинам Россия потеряла примерно 80 миллионов человек, при том часто лучших. Во-вторых, в результате деградации образования последние 40 лет и особенно сильных последние 25 лет. Между тем, возрождение социализма предъявляет высокие требования к нравственному и интеллектуальному состоянию общества.
.

Заключение

Я не ставил целью ни доказывать целесообразность возврата к социализму в России, ни невозможность и вредность такого возврата. Подобных работ множество и в них немало разумных соображений. Но часто также в них отражаются, прежде всего, политические симпатии авторов. У меня они также есть и читатель может легко их обнаружить. Но я старался быть объективным. Мой вывод состоит в том, что такая возможность не химера или абсурд. Но на ее пути множество препятствий и опасностей. Совсем не очевидно, что их удастся преодолеть. Но то, что сейчас кажется невозможным или чрезмерно рискованным через какое-то время станет менее рискованным. Впрочем, мировая история знает немало примеров успешных социальных инноваций с небольшими шансами на успех. И, конечно, еще намного, больше примеров неудач таких попыток.
Удача попытки возрождения социализма в России выявится в первые 10-12 лет. Ее критерием в экономике явится выход на 3-4% роста ВВП, модернизация структуры экономки, высокие рейтинги школьников в олимпиадах, превышение высшего досоветского уровня жизни основной частью населения, начало завоевания внешних рынков. В области политики завоевания симпатий большинства населения, выявляемого опросами общественного мнения и слабостью протестного движения, победой на честном и свободном референдуме по политическому курсу власти, вступление союз с РФ части бывших республик СССР. Не исключено, что в этот период разразится глубокий экономический и политический кризис современной капиталистической системы и тогда РФ приобретет сильных социалистических союзников, вдохновленных ее успехами в возрождении социализма.
Выражаю огромную благодарность за ценные замечания С.А. Нефедову (ИЭ УРО РАН), Д.А. Фомину (НГТУ), Майклу Эллману (Кембриджский университет), Георгию Пискунову (США).
Текст статьи приводится по изданию: Ханин Г.И. Можно ли возродить социализм в России? (Часть 1) // Ежедневное интернет-издание "Совок.Инфо". 25 августа 2016. http://sovok.info/mozhno-li-vozrodit-sotsializm-v-rossii/; Ханин Г.И. Можно ли возродить социализм в России? (Часть 2) // Ежедневное интернет-издание "Совок.Инфо". 29 августа 2016. http://sovok.info/mozhno-li-vozrodit-sotsializm-v-rossii-chast-2/; Ханин Г.И. Можно ли возродить социализм в России? (Часть 3) // Ежедневное интернет-издание "Совок.Инфо". 5 сентября 2016. http://sovok.info/mozhno-li-vozrodit-sotsializm-v-rossii-chast-tretya/; Ханин Г.И. Можно ли возродить социализм в России? (Часть 4) // Ежедневное интернет-издание "Совок.Инфо". 24 сентября 2016. http://sovok.info/mozhno-li-vozrodit-sotsializm-v-rossii-chast-iv/